Воссоздание социал-демократической партии

Если это будет необходимо и явится возможность, переходите на сторону восставших, чтобы бороться против общего врага». Реформистское руководство кружков, встревоженное столь явным нарушением принципа легальности, расценило это обращение как «анархическое».

В целом восстание 1907 г. не прошло бесследно для рабочего класса. Его уроки, опыт российской революции воочию показали иную перспективу развития, нежели дежурство у порога передового Запада в ожидании, пока откроются врата в социализм, что рекомендовали сторонниками легального пути.

Революционные события будили мысль передовых рабочих, звали их к организации, способствовали усилению левого, революционного течения в социал-демократии. В то же время 1907 год показал, что до союза рабочего и крестьянского движения под руководством социалистов еще далеко.

Многие факторы мешали росту теоретической зрелости пролетариата: потомственных рабочих насчитывались единицы; за счет деревни и ремесла ряды пролетариата пополняли тысячи и тысячи людей с мировоззрением мелкого хозяйчика; существовала прослойка сезонников. Таким образом, создавалась почва для левацких увлечений и оппортунистических шатаний.

Среди лидеров-интеллигентов сильны были традиции реформизма.

Непререкаемым авторитетом продолжал пользоваться К. Добродялану Геря. Он в мягкой форме осудил ренегатов, перебежавших в 1899 г. к либералам, и неоднократно провозглашал свою верность социалистическому идеалу.

Его строки, бичевавшие «абсурдный, чудовищный социально-экономический организм» Румынии, доходили до умов и сердец читателей.

Вместе с тем Доброджану Геря отошел от повседневной политической деятельности; не участвовал в руководстве возрожденной СДПР, не выступал на ее съездах.

Он интенсивно трудился над теорией.