Серьезные разногласия в руководстве

Руководству НЦП не удалось укрепить единство рядов партии в период своего правления. Придя к власти во главе первого правительства, Ю. Маниу решительно ограничил позиции и влияние царанистского крыла. Недовольные его диктаторскими замашками, отколовшиеся от НЦП группировки ветеранов царанизма К. Стере (в 1930 г.) и Г. Юнпана (в 1932 г.) объединились в 1933 г. в радикал-царанитсую партию под председательством последнего.

Она была немногочисленной и пестрой по социальному составу, основу которого составляло среднее крестьянство, городская мелкая буржуазия, большая часть демократической интеллигенции.

РЦП выступала против политики «открытых дверей», означавшей принесение в жертву иностранным монополиям интересов мелкой и средней национальной буржуазии.

Серьезные разногласия в руководстве партии проявились по вопросу об отношении к принцу Каролю. Премьер — министр Ю. Манну не был против возвращения на родину и возведения Кароля на престол, однако рассчитывал ограничить прерогативы монарха рамками принципа «король царствует, но не правит».

Его соперник в руководстве НЦП А. Вайда-Воевод, ярый монархист, близкий к дворцовым кругам, которому правящая элита не раз доверяла наведение «твердой рукой» в стране и подавление выступлений рабочего класса, собирался обеспечить себе место у кормила власти даже в случае реализации честолюбивых и откровенно диктаторских планов Кароля. Национал-либеральная партия в период оппозиции погрязла в распрях внутри своего руководящего центра.

Одним из поводов для раскола партийных верхов было отношение к возвращению Кароля. «Старые» либералы во главе с председателем партии В. Брэтиану энергично выступали против этого, а отколовшаяся в 1930 г. группировка «молодых», возглавляемая Г. Татареску и Г. Брэтиану, заявила о своих «глубоко династических чувствах», надеясь с помощью монарха вернуться к власти.