Обучение в школах

Благодаря развитию производительных сил и прежде всего промышленности, нуждавшейся в грамотных кадрах, после первой мировой войны в Румынии наблюдалось относительное расширение сети начальных школ, особенно в городах. В 20-е годы школы посещало 31,8% детей горожан и около 5% детей сельских жителей. Очень часто дети не могли ходить в школу за неимением одежды или обуви, высокой платы за обучение и учебники.

Школа не была отделена от церкви. Обучение в школах детей национальных меньшинств на их родном языке было крайне затруднено, для преподавателей — представителей национальных меньшинств в 30-е годы законодательно предусматривалась необходимость регулярной сдачи экзаменов по курсу обучения на румынском языке.

После 1933 г. в условиях усиления реакционности режима и наступления фашизма усилилось воспитание молодого поколения в духе верности монархии, воинствующего национализма и мистицизма.

В годы фашистской диктатуры принятые новые программы в школах в ущерб изучению наук усиливали военную подготовку юношества, реакционно-идеалистические и фашистские идеи определяли содержание всех учебных предметов, воспитывая покорность и преклонение перед властью, предавая анафеме прогрессивные и революционно-демократические идеи.

С особой ненавистью духовные наставники молодежи вытравляли стремление учащихся узнать правду о жизни соседней страны — СССР и советских народов, о достижениях социализма.

Политику в сфере народного образования крупнейший писатель Румынии М. Садовяну охарактеризовал как «преступление реакционных правительств, заинтересованных в том, чтобы держать население, и прежде всего крестьянство, в темноте и невежестве, ибо темного и невежественного человека легче эксплуатировать».

Ярко проявился классовый характер политики правителей Румынии и в области высшего образования.