Нормализация отношений между странами

В отношении СССР румынские правящие круги не изменили враждебного внешнеполитического курса. В 1929 г. Румыния отказалась поддержать предложение Советского Союза о заключении пакта о ненападении.

В 1932 г. ряд стран принял советскую инициативу заключить двусторонние договоры о ненападении.

Однако продолжительные переговоры, которые велись по этому поводу между представителями СССР и Румынии в Риге и Женеве, потерпели неудачу.

Во время пребывания у власти правительства Н. Йорги Румыния вновь начала переговоры с советской стороной, но и они через несколько недель были прерваны.

В последующие месяцы Советское правительство опять вернулось к своему предложению заключить пакт. Сменивший Н. Йоргу на посту премьер-министра Ю. Маниу заявил в парламенте в ноябре 1932 г., что вопрос этот «уже не актуален» и «снимается с обсуждения, так как правительство отклонило предложение СССР».

Только в 1933 г., после прихода Гитлера к власти, когда СССР предложил на конференции по разоружению в Женеве заключить конвенцию об определении агрессора, министр иностранных дел Румынии Н. Титулеску одним из первых одобрил этот документ. Он считал заключенное соглашение особо важным и значительным этапом «пути, который ведет к нормализации отношений» между двумя странами.

Это свидетельствовало о том, что установление гитлеровского режима в Германии произвело отрезвляющее впечатление на определенные румынские буржуазные круги.

В 1933 г., идя навстречу требованиям западных держав, правительство А. Вайды-Воевода с санкции Кароля подписало с представителями Лиги Наций соглашение о «консультативно-техническом сотрудничестве», так называемый Женевский план.

Империалистические монополии, навязавшие Румынии этот план, ставили целью обеспечить выплату страной долгов и процентов по займам, а для контроля за экономической деятельностью государства, расходованием бюджета, операциями румынских банков, особенно за деятельностью Национального банка, в Румынию были направлены международные эксперты.