Мирная передышка

Сокола, был образован ревком, провозгласивший себя высшей властью на румынском фронте. Д. Г. Щербачев, командовавший русскими войсками фронта, оказался генералом без армии. Подчиниться распоряжению Советской власти о перемирии он не пожелал, противодействовать тяге солдат к миру не мог. Румынское правительство тоже игнорировало ленинский Декрет о мире, обращенный ко «всем воюющим народам и их правительствам».

24 ноября (7 декабря) в Фокшанах начались сепаратные переговоры уполномоченных вставшего на путь измены Щербачева и румынского командования. «Мирную передышку» Щербачев хотел использовать для разгрома большевистских частей.

В конце ноября смещенный Совнаркомом с поста верховного главнокомандующего генерал Духонин, Щербачев и украинская Центральная рада договорились о создании на базе Румынского и Юго-Западного фронтов так называемого Украинского фронта. Солдат принялись усиленно растаскивать по «национальным» квартирам, чтобы они забыли об общих классовых интересах.

Явившиеся для переговоров в штаб Щербачева члены Революционного комитета фронта и прибывший из Петрограда комиссар С. М. Рошаль были арестованы; через несколько дней труп последнего был обнаружен в окрестностях Ясс. Затем Щербачев по договоренности с начальником штаба французской военной миссии полковником Петэном обратился к румынам с просьбой разгромить «большевистское гнездо» в Яссах и его пригороде — Соколе.

Утром 9 (22) декабря части 1-й румынской дивизии окружили русскую железнодорожную бригаду на станции Сокола.

Солдат из бараков и вагонов согнали в поле и разоружили. Сопротивлявшихся расстреливали на месте.

Так началась расправа со вчерашним союзником.

Отступавшие на родину русские полки наталкивались на заслоны румынской королевской армии, разоружались и загонялись в концентрационные лагеря.

16 (29) декабря 1917 г., получив первые сведения об арестах русских солдат и занятии нескольких пунктов в Бессарабии, НКИД направил румынскому посланнику К. Диаманди ноту, потребовав «покарать преступные элементы из румынского офицерства и румынской бюрократии».