Крестьянские массы

Усилилось расслоение деревни и концентрация земли в руках кулачества и помещиков. Около 12 тыс. крупных собственников владели такой же площадью, что и 2,5 млн крестьян.

Крестьянские семьи в массе своей ютились в убогих мазанках с земляным полом, скученные все в одной комнате с маленькими окнами; даже старшие члены семейства часто не могли себе позволить такой роскоши, как кровать. Медицинская помощь практически отсутствовала.

Смертность детей в возрасте до года достигала почти 90%, а в целом по смертности населения Румыния занимала одно из первых мест в капиталистической Европе.

В деревне неграмотность была почти поголовной. При обследовании 55 сел в ряде районов страны выяснилось, что только шестеро сыновей крестьян-бедняков посещали среднюю школу, а более половины учащихся первого класса из-за нужды вынуждены были бросить школу, не получив начального образования.

Крестьянские массы, обманутые обещаниями вывести румынскую деревню к свету новой, лучшей жизни, обеспечили лидерам НЦП успех в борьбе за власть на парламентских выборах в декабре 1928 г. Победа была внушительной — за НЦП проголосовали более 77% избирателей.

Однако развитие внутриполитической обстановки в стране в годы кризиса выявило несостоятельность программы и политики руководства, антинародную направленность его политического курса, вызвавшего мощный отпор со стороны революционного движения трудящихся, что способствовало дестабилизации буржуазной политической системы Румынии в 30-е годы. О нарастании политического кризиса верхов в период правления НЦП свидетельствовала смена девяти кабинетов, проведение трех парламентских выборов (несмотря на законодательно установленный срок легислатуры в четыре года), буржуазной партийной системы.

Если в 1928 г. насчитывалось семь ведущих бурячуазных партий, то вследствие многочисленных расколов и блокировок в 1932 г. на политической арене страны действовали уже 17 партий и группировок буржуазного лагеря.