Проектирование продольного профиля

Аналогично на электронно-вычислительных машинах могут производиться расчеты скоростей движения автомобиля расчетного типа по запроектированному продольному профилю. Более сложной комплексной задачей, поставленной на электронных вычислительных машинах, является проектирование продольного профиля автомобильных дорог. Проектирование продольного профиля представляет собою вариационную задачу, наилучшее решение которой требует технико-экономических сопоставлений по ряду показателей (обеспечение расчетной скорости и удобства движения, минимума земляных и укрепительных работ и др.). При проектировании продольного профиля автомобильных дорог вариантное проектирование обычно проводится в очень ограниченных пределах, часто «на глаз», вследствие трудоемкости необходимых расчетов. Как правило, проектные решения основываются на опыте и интуиции проектировщиков, вследствие чего они имеют субъективный характер и не гарантируется наиболее выгодное решение. Исходной информацией при проектировании продольного профиля является черный продольный профиль, который задается в системе прямоугольных координат (х — пикеты, плюсы, у — «черные отметки»).

Кроме того, для проектирования на машинах нами введено понятие о строго фиксированных и фиксированных точках. К первым относятся точки, через которые проектная линия должна быть проложена без отклонений по высоте, например пересечения железных дорог в одном уровне. К фиксированным точкам относятся точки, в пределах которых проектная линия может иметь ограниченные колебания по высоте, например в местах расположения малых искусственных сооружений — труб, малых мостов и т. д., когда задается минимальная отметка. Для нахождения оптимального положения проектной линии необходимо было выработать численные критерии и показатели для отбора оптимального варианта.