Вся правда о субсидиях: кому не дадут и чем чревата монетизация

В Украине даже работающие граждане нуждаются в субсидиях, так как не могут без скидки оплатить по тарифам услуги ЖКХ. В ноябре 2018 года помощь в оплате коммунальных платежей получили 3349,1 тыс. домохозяйств (это 22,6 % от общего количества) на сумму 4,6 млрд грн. По сравнению с аналогичным периодом 2017 года количество субсидиантов уменьшилось в два раза.

Вместе с повышением цен на газ это привело к резкому росту задолженности населения за услуги ЖКХ. За ноябрь 2018 года долг украинцев вырос на 7,8 млрд грн и составил 47,7 млрд грн. В этом же месяце уровень уплаты за жилищно-коммунальные услуги (без учета оплаты электроэнергии) упал до 46,6%, то есть население не смогло оплатить больше половины начисленной месячной суммы за услуги ЖКХ. А это уже критический уровень неплатежей.

Причина в том, что доходы населения не росли такими темпами, как тарифы. И для многих получение жилищной субсидии стало единственной возможностью платить по коммунальным счетам. Но с 1 января поменялся алгоритм выплаты субсидий. Что изменится — объясняют «Вести».

В бюджете денег меньше
Правительство вещает о старте с 1 января монетизации субсидий. Это обязательство властей перед МВФ, о выполнении которого в год двойных выборов необходимо отчитаться. Но важно понимать: правительство запустило монетизацию субсидий не в традиционном виде, а со своими особенностями. И для граждан практически ничего не поменяется.

Монетизация — это замена льготы денежной компенсацией. Но украинцы как не получали, так и не будут получать «живых» денег, а выплата средств, сэкономленных на потреблении ресурсов (газа, электроэнергии, воды, тепловой энергии), будет производиться только после окончания отопительного сезона, но не раньше 1 июня 2020 года. А так как правительство одновременно с запуском монетизации уменьшило социальные нормативы расхода ресурсов с 1 мая уже этого года, то об экономии без проведения термомодернизации жилья можно даже и не мечтать.

Ведь измененный с 1 января алгоритм выплаты жилищных субсидий направлен на кардинальное сокращение расходов бюджета на это. Так, в нем предусмотрены расходы на выплату льгот по новому алгоритму (с монетизацией) 20 млрд грн, а по старому, то есть без нее, — 35,1 млрд.