Итоги недели в Украине: дискуссия о миротворцах, новый бюджет и долги по облигациям

Президент побывал с визитом в США, чтобы убедить Запад ввести «правильных» миротворцев на Донбасс

Итоги недели в Украине: дискуссия о миротворцах, новый бюджет и долги по облигациям

Неделя больших международных событий — так вкратце можно охарактеризовать прошедшие семь дней. На их фоне все внутренние события потерялись, даже несмотря на то, что у парламента была сессионная неделя.

МИРОТВОРЦЫ. Начиная с понедельника в центре внимания Украины (да и всего остального мира) была другая сессия — Генеральной ассамблеи ООН. Ежегодная встреча руководителей двух сотен государств была неординарной уже хотя бы потому, что на ней обсуждался вопрос реформирования главной международной организации. Но для Украины она была важна, прежде всего тем, что на ней впервые активно обсуждался вопрос введения миротворческой миссии на Донбасс. Наш президент посвятил этой теме значительную часть своей речи на Генассамблее и всю речь в Совете безопасности ООН. Правда, конкретный план пока не был озвучен.

В последние дни решение вопроса снова застопорилось из-за Кремля — глава МИД России в беседе с госсекретарем США сказал, что Москва поддерживает лишь идею миротворцев, которые будут обеспечивать безопасность миссии ОБСЕ. А это шаг назад по сравнению с предыдущими заявлениями.

НАТО. Миротворческая миссия на востоке Украины была главной темой и на проходившем в Киеве ежегодном саммите YES («Ялтинской европейской стратегии»), организованной Фондом Виктора Пинчука. И прозвучавшие на ней мнения показали, что вопрос еще далек от решения — поскольку варианты размещения миротворцев предлагались порой диаметрально противоположные.

Однако главный вывод состоит все-таки в том, что миротворцы необходимы. Потому что спецпредставитель США по Донбассу Курт Волкер заявил, что Украина по-прежнему не готова к вступлению в НАТО. Соответственно, поскольку мы не можем рассчитывать на поддержку со стороны Североатлантического альянса, мир может быть обеспечен только с помощью ООН и ОБСЕ.

ДОНБАСС. Из-за вопроса миротворцев повис в воздухе законопроект о реинтеграции Донбасса, который еще с июля анонсируется как документ, который поможет установить мир и вернуть потерянные территории.

В течение двух месяцев о нем ходили противоречивые слухи. И вот на днях вице-спикер Верховной Рады Оксана Сыроид озвучила несколько тезисов из переходных положений законопроекта. По ее словам, проект предусматривает введение в действие особого статуса Донбасса, закон о котором принят еще в 2014 году, но до сих пор не действует. Также эти же переходные положения содержат право президента вводить военное положение и приостанавливать полномочия местной власти в любом регионе страны. Если все эти нормы останутся в законопроекте, когда его наконец внесут в парламент, там его ждет очень непростая дискуссия.

ИНФЛЯЦИЯ. А пока депутатов ждет рассмотрение очень непростого проекта бюджета на 2018 год. В понедельник он появился в парламенте и стал предметом массовой критики. Критиков можно понять: если неделей раньше всех возмутила информация о среднегодовом курсе доллара 29,3 гривни, то в проекте бюджета оказалось, что к концу 2018 года ожидается и вовсе 30,1 грн/доллар.

Такие показатели означают, что за ближайшие 15 месяцев гривня должна обесцениться почти на 15% по отношению к нынешнему курсу.

Но при этом в проект бюджета-2018 заложены всего 7% инфляции. То есть плановый ее показатель занижен в два раза. Можно не сомневаться, что депутаты это противоречие не пропустят.

ОБЛИГАЦИИ. Скорее всего, депутаты не забудут и об информации Минфина о том, что Украина разместила еврооблигации на $3 млрд под 7,375% годовых на 15 лет. Хотя такие цифры были преподнесены едва ли не как достижение, поводов для радости тут мало. Печально известный кредит в $3 млрд, который в виде еврооблигаций выкупила Россия в 2013 году, был взят под 5%. Сама Россия недавно разместила свои евробонды под 4,2%. И даже Гондурас свои десятилетние облигации продает под 6,25% годовых. Мы же находимся на одном уровне с Таджикистаном, облигации которого берут под 7,125%.

ЯЗЫКИ. А депутатам нужно думать над тем, как уладить конфликт, который по их вине возник у страны практически со всеми государствами-соседями. Речь — все о том же законе об образовании, который запретил (с 2018 года частично, с 2020 года полностью) учиться в школах на языках нацменьшинств.

Во вторник спикер ВР передал принятый закон на подпись президенту. А тем временем сразу два парламента — венгерский и румынский — приняли резолюции, в которых осудили нарушение обязательств Украины перед Евросоюзом.

Это уже выход конфликта на новый уровень, поскольку неделю назад обращения к украинской власти были на уровне министров иностранных дел. Причем на уровне МИД вопрос поднимали сразу шесть стран — Венгрия, Румыния, Польша, Россия, Греция и Болгария. А значит, вслед за двумя упомянутыми парламентами возмутиться могут еще четыре.

Глава нашего МИД Павел Климкин пообещал, что закон будет передан на экспертизу в Совет Европы.