Как мы различаем корпоративную культуру? Доступно множество источников по этой теме. Но попробуйте разузнать у любого топ-эксперта о том, чем же является эта культура. Скорее всего получите изречение примерно такого характера: “корпоративная культура — система правил и ценностей организации”.
Какие же действительные составляющие мощной культуры компании, и на каких позициях стоит акцентировать внимание чтобы вырваться в лидеры?
1. О видении и миссии
Через видение и миссию передается сама суть существования организации. Яркие, вдохновляющие цели — отличительный признак успешных организаций.
Поучительная притча:
Как-то монах, отвечающий за строительство храма, пошел проверять работу каменщиков. Он пришел к первому работнику и спросил его о проделанной работе. На что последний злобно произнес:
– Без отдыха я бью камень. Мои руки покрыты мозолями. Эта работа бесконечна.
Монах пришел к следующему рабочему и спросил тоже. Тот спокойно сказал:
– Работа тяжела, но я получаю деньги. Мои дети сыты.
Последний каменщик дал совсем другой ответ. Он широко улыбнулся и молвил:
– Касаясь инструментом камня, я ощущаю, как творю будущее. Я не только реализую свои навыки в ремесле и демонстрируя умение, я вкладываю в то, что ценю и верю. Я возвожу храм, что простоит сотни лет, символизируя истинное во мне.
Верное видение — важная часть продуктивной корпоративной культуры и залог успеха в будущем.
2. О истинных ценностях
Глубинное понимание причины существования должно быть у каждой компании.
Лозунг — это хорошо. Но он должен быть реальным, а не “пустым”. Людям важно понимание назначения вашего предприятия. Им необходимо ощущать себя причастными. Неважно, сколько принципов принято у вашей компании. Неважно, оригинальные они или банальные. Главное, — реализация на практике.
3. О людях
Продвинутые эксперты никогда не приблизятся к успеху без создания команды, объединенной общими идеями. А неопытные работники в компании, которая имеет мощную культуру, достигнут Олимпийской славы.
4. О культуре взаимного доверия и уважения
Большинство организаций на просторах бывшего Советского Союза культивируют у сотрудников принцип “не выделяйся”. Причина этого в том, что на таком предприятии отсутствует атмосфера доверия. Если собственнику нужен продолжительный сопутствующий успех его начинаний, первая задача — создать порядки, при которых сотрудники перестанут испытывать страх и будут действовать в комфортной атмосфере.
Ощущения доверия проявляется, когда коллеги объединены через общий интерес, когда без страха можно повернуться спиной к соседу.
Уважать другого — значит позволять ему высказать свою точку зрения. В фирмах, в которых распространено уважение, сотрудники обучаются у своих коллег.
5. О стиле лидера
Часто культура компании ассоциируется с определенной личностью. Такая аналогия правильна, в случае, когда компания недавно создана. В более старых организациях по-другому: культура компании определяет стиль руководства своего лидера.
Корпоративная культура как иммунная система в организме, постоянно борется с инфекциями: изменяет неверное мышлением работников и бережет от принятия неправильных решений. Лидер в компании — как некий герой своих сотрудников, авторитет, который положительными качествами притягивает к себе, а в поведении становится примером подражания.
Люди нуждаются в хорошем примере. Начинайте с себя. Уважайте каждого сотрудника. Будьте честным. Работайте упорно. Делайте на 200%. Только так своим стилем руководства вы сможете воодушевить людей и упрочнить принципы, принятые в культуре вашей компании.
6. Об обратной связи
Один из лучших предпринимателей в мире, Сэм Уолтон, советует прислушиваться ко всем сотрудникам. Люди, которые напрямую контактируют с клиентами, понимают многие нюансы.
Построение обратной коммуникации с персоналом — один из способов увеличить гибкость организации. Другими словами, усилить способность быстро принимать решение и адаптироваться.
В итоге, мы приходим к пониманию, что основные корпоративные ценности – главный залог успеха, который определит будущее предприятия.
Эти и многие другие правила создания успешной компании рассматриваются в Институте Адизеса, воплощающим в жизнь проверенную временем методологию управления изменениями в организациях, разработанную Ицхаком Адизесом.